Доступная среда
Создание доступной среды в образовательном пространстве школы
Особой задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание безбарьерной школьной среды. …Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. …Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов."
Рекомендации по организации доступной среды в школе
В МБОУ Ржавская СОШ разработан и утвержден приказом директора Паспорт доступности, в соответствии с которым по мере поступления финансирования предусмотрено оборудование территории школы и здания, обеспечивающее доступ в здание образовательной организации и пути движения внутри здания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Паспортом доступности определены зоны и объекты доступности всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Оборудование, обеспечивающее доступ в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено.
Инклюзивное образование уже не первый год внедряется в России, и его юридический статус закреплен в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу 1 сентября 2013 года.
Инклюзивное образование - это совместное обучение детей без отклонений в состоянии здоровья и детей, имеющих некие ограничения возможностей (например, дети с ДЦП, аутизмом, нарушениями слуха/зрения и т.д.). Основной принцип инклюзивного образования заключается в том, что все люди равны, ценны как личности и нуждаются друг в друге. Основной акцент делается на то, что получается у детей лучше всего, а не на то, с чем у них возникают сложности. Такое образование должно помогать детям с ограничениями интегрироваться в общество, а остальным детям - воспитывать в себе толерантность и способность помогать другим людям.
Теперь родители и сами дети с особыми образовательными потребностями имеют право выбирать: учиться в специализированном учреждении или в обычном.В школе имеется:
- пандус
- переоборудована туалетная комната для детей с ограниченными возможностями
- напольная тактильная плитка;
- гусеничный механизм для поднятия колясок и др.
- Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
- Письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций» - Разработаны методические рекомендации по выявлению наиболее эффективных практик образования детей с ОВЗ. Представлен передовой опыт субъектов РФ по реализации мероприятий программы «Доступная среда». Описываются отдельные эффективные практики интеграции, инклюзии, обеспечения доступности среды для людей с ОВЗ и инвалидностью, том числе представлен опыт образовательных организаций Москвы по созданию специальных условий для образования детей с особыми образовательными потребностями в рамках дошкольного, основного общего, среднего профессионального образования
- Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении
- Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
- Об утверждении Порядка предоставления ежегодной выплаты на ребенка-инвалида, предоставляемой семье, воспитывающей ребенка-инвалида, на приобретение питания и одежды ребенку-инвалиду на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Приказ министра образования Московской области от 31.08.2017 № 2581 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной образовательной организации Московской области, подведомственной Министерству образования Московской области, муниципальной образовательной организации в Московской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому»